Харьковское общество психоанализа и психотерапии
Харьковское общество психоанализа и психотерапии
Харьковское общество психоанализа и психотерапии
Харьковское общество психоанализа и психотерапии

Кинофильм «Рассекая волны»



Эссе к кинофильму «Рассекая волны»

Фильм датского режиссера Ларса фон Триера «Рассекая волны» является первым фильмом трилогии «Золотое сердце». Фильм был удостоен премии «Золотой глобус» как лучший фильм 1997г., а также в этом же году Эмили Уотсон, исполнительница главной роли, получила премию «Оскар» за лучшую женскую роль.

  Сюжет фильма разворачивается в приморской деревушке в Шотландии 70-х годов. Главная героиня  Бесс - наивная ,открытая, религиозная девушка из консервативной семьи, выходит замуж за парня, рабочего с буровой, Яна. Ян - приезжий, он представитель более современной цивилизации, открыто рвущейся к тем радостям, которые предоставляет тело. Он любит Бесс и Бесс для него это прежде всего ее тело. Любовь для Яна - это любовь плотская, это секс и другие плотские удовольствия. Такую любовь он открывает Бесс.

  Бесс воспитывалась в суровой религиозной семье в протестантской общине, где не приветствуется проявление чувств, плотских страстей. Ярким символом этого патриархального общества является храм без колоколов. « Зачем нам колокола?»-говорит один из местных-«Они не нужны, чтобы славить Господа.» Музыка как непосредственное проявление чувств, эмоций не приветствуется этим обществом. В их церкви также не должен звучать женский голос. Голос человека, который первым приводит ребенка в этот мир , запрещен.

  После брака с Яном, Бесс понимает, что до этого любили не ее, а ее слова, поступки и только тогда, когда они были правильными. Впервые любят ее. Вскоре Ян уезжает на сезонные работы.Тоска Бесс настолько невыносима, что она молит Бога, вернуть мужа домой. Происходит авария и Ян, парализованный, возвращается домой. Он находится на грани жизни и смерти. « Мы становимся другими, когда подходим к последней черте» - говорит он. Желая вернуть, вспомнить те сексуальные ощущения и чувства, которые наполняли его до болезни, он эгоистично провоцирует Бесс на сексуальные связи с другими мужчинами, надеясь, что это поможет ему в борьбе за жизнь и , совершенно не заботясь о том, чем это может обернуться для самой Бесс.

  Что же Бесс? Бесс готова на любые жертвы ради мужа, не думая о себе. Да она и не умеет этого – думать о себе.

  Я, Эго человека формируется в его отношениях с близкими, первым объектом – матерью. Задача матери воспринять чувства и переживания ребенка, осмыслить и возвратить их в наиболее приемлемой для ребенка форме. Это так называемая контейнирующая функция матери. Со временем ребенок сам научается понимать самого себя, различать себя и других, отличать то, что снаружи от того, что внутри. Мать Бесс выдвигает только требования «Ты должна…». Она не пытается понять свою дочь, воспринять ее переживания. Поэтому чувства самой Бесс остаются незрелыми, примитивными и архаичными. Столь же суров и требователен голос Бога, с которым разговаривает Бесс. Интонации этого голоса, ставшего голосом  Супер-Эго Бесс, и голоса ее матери, почти идентичны. Мать требует от Бесс подчинения общепринятым догмам и правилам, Бог – жертвы во имя ближнего, Ян – помочь ему вернуться к жизни. Эти требования в конечном итоге истощают, ломают ,убивают ее саму.

  Фильм завершается, в определенном смысле, хэппи-эндом. Ян каким-то чудом снова обретает тело, а на рассвете холодные морские волны рассекает звук небесных колоколов. Возможно, режиссер ,таким образом, хотел показать,  что жертва Бесс была ненапрасна и что Суд божий отличается от человеческого суда.

                                                                                                                      Шепель А.П.