Харьковское общество психоанализа и психотерапии
Харьковское общество психоанализа и психотерапии
Харьковское общество психоанализа и психотерапии
Харьковское общество психоанализа и психотерапии

Кинофильм "Монстр"



Эссе к кинофильму «Монстр»

«Монстр» — фильм совместного германо-американского производства, в основу сюжета которого положена подлинная история женщины-серийного убийцы из Флориды Эйлин Уорнос. Режиссер Петти Дженкинс и Шарлиз Терон лично общались с Эйлин, чтобы глубже понять ее мотивы и представить их в фильме. В средствах массовой информации на момент заключения Эйлин под стражу был образ хладнокровной убийцы, совершенно не понимающей моральной стороны собственных действий и ради собственной выгоды спокойно убивавшей встреченных мужчин. Как мы видим, в кинофильме режиссер представила нам немного другой образ главной героини.

Кинофильм «Монстр» предлагает нам сюжетную линию, наполненную первичными эмоциями и их сложным взаимодействием. Так, мы можем наблюдать идеи Мелани Кляйн о любви и ненависти, их столкновения и расщепления в параноидно-шизоидной позиции, а также проблески депрессивной позиции. Фильм погружает в хаотичные младенческие переживания и попытки их соотнести с реальностью с ее требованиями и ограничениями.

Постепенно в ходе фильма мы узнаем историю детства Эйлин – изнасилования другом отца, избиения от отца в ответ на поиск помощи и поддержки, смерть близких, необходимость заниматься проституцией, чтобы помогать сиблингам, вновь полученное отвержение и неустанный уход в фантазии. Несложно понять, насколько нарушена психика главной героини, какие бессознательные фантазии переполняют ее бессознательное. Голодный ребенок, который получает лишь отвержение и физическое насилие. Возможно, само название фильма отражает то, какой чувствует себя Эйлин – она Монстр, который все разрушает и получает наказание.

С другой стороны мы видим Селби – бунтующего подростка, который отвергает родительские авторитеты и стремиться выстраивать свою жизнь без запретов и ограничений. Лесбийские наклонности Селби также скорее выглядят как протест против общих правил, чем эротическую заинтересованность в женщинах и, в частности, в Эйлин.

Первая встреча 2 героинь, как мне кажется, также весьма показательна. Эйлин, зайдя потратить последние заработанные деньги перед совершением суицида, говорит о «желании просто спрятаться от дождя», о «поломке», в то время как Селби предлагает «просто поговорить». Что же находят главные героини в этих отношениях?

Для Селби – это протест, вызов. Лесбийская подруга, которая еще и занимается проституцией, алкоголь, возможность делать все, что хочется. Эйлин же начинает чувствовать рядом присутствие объекта, который не отвергает ее и не напуган ее личной историей. Эйлин развивает зависимость от фактического присутствия Селби, она готова сделать все, чтобы Селби была рядом с ней. На протяжении фильма мы можем наблюдать, как Эйлин постепенно все больше и больше чувствует зависимость и всеми силами удерживает Селби рядом с собой. Для Эйлин возможность быть с Селби – это расщепление любовных и агрессивных тенденций, которое все усиливается.

Первое убийство, совершенно Эйлин, можно описать как защитное. После него возрастает тревога, страх и, возможно, вина в ее первичном виде. Признаться в убийстве Селби для Эйлин означает потерять ее, что мы видим в сцене, когда Эйлин кричит ей, что теперь она может уходить и бросить ее. Однако Селби не уходит. Требования все растут, Селби пытается получить от Эйлин все, чего бы так хотелось подростку. Эйлин воспринимает требования как должное, как необходимое условие присутствия Селби рядом, в результате чего Эйлин смещает все агрессивные чувства в идею о «плохих» мужчинах.

Второе убийство является проявлением растущего желания Эйлин бросить проституцию и наладить нормальную жизнь. Однако Эйлин знает, что Селби нужны деньги. В сцене принятия решения об этом убийстве Эйлин сохраняет образ «хорошей» груди Селби, позволяя себе убивать «плохую» грудь – ненавистных мужчин.

Эйлин вспоминает детство, где в ее городе стояло Чертово Колесо под названием «Монстр». Думаю, в этот момент она чувствует как ее жизнь продолжает вращаться в одном цикле, однако теперь это не внутренний мир, где переживается любовь и ненависть, а реальная жизнь, в котором любимый нужный объект оберегается, а ненависть смещается и приводит к убийствам. Чтобы обладать хорошим объектом, нужно убивать. Себя или других.

Мы видим, что иногда Эйлин приближается к депрессивной позиции, переживая затапливающее чувство вины и страха наказания. Она ждет, чтобы ее приняли и успокоили (как в сцене, где она смиренно отвозит Селби на автовокзал и просит ее обнять). Но она знает, что все равно будет брошена. Селби  начинает заботиться о себе – дает показания на суде, во время телефонного звонка пытается всю вину переложить на Эйлин.

Бессознательная фантазия Эйлин становится реальностью – она Монстр, за что несет наказание. А могло ли быть другое развитие событий?

 

Алпатова К.С.