Харьковское общество психоанализа и психотерапии
Харьковское общество психоанализа и психотерапии
Харьковское общество психоанализа и психотерапии
Харьковское общество психоанализа и психотерапии

Кинофильм "Месть"



Эссе к кинофильму "Месть"  

 Фильм «Месть» режиссера из Дании Сюзанны Бир в 2011 году был отмечен золотыми статуэтками «Оскар» и «Пальмовая ветвь», как лучший фильм на иностранном языке.

   В английском варианте картина называется In A Better World ("В лучшем мире"). Сама режиссер Сюзанна Бир признавалась в интервью, что ей этот вариант нравится даже больше: в нем есть хоть какая-то надежда на достойный финал, хотя в обществе, где царит насилие, людям сложно оставаться порядочными. «Я ни разу не видела человека, который бы не страдал» – говорит в интервью Сюзанна Бир. «Мне нравится находить в людях уязвимость, давить на слабые места. И поскольку я женщина-режиссер, большинство моих героев — мужчины. В каждом мужчине есть женская сторона — я всегда стремлюсь ее обнаружить и раскрыть по максимуму. На свете нет ничего обаятельнее мужской слабости».

   По сюжету фильма можно выделить три линии. Первая – это история Антона, отца Элиаса, который,  работает в африканском лагере для беженцев. Антон спасает от смерти разрезанных беременных женщин, но также не отказывается лечить того же маньяка, который это делал. Он каждый день видит ужасы смерти и боли. Но дома его семья находится на грани развода по его вине. Он очень сожалеет, пытается понять себя и заслужить прощение. Антон никогда не отвечает насилием на насилие. Потому что для него самая большая месть — это показать обидчику, что ты его не боишься. Но в глазах детей он выглядит просто слабаком.

  Вторая линия - история Элиаса. Каждое утро по дороге в школу он подвергается насмешкам и унижениям старшеклассников. Проколотые велосипедные шины, оскорбления — привычные составляющие его жизни. Он очень скучает за отцом. Отец учит его тому, что жестокостью не добьешься ничего, жить в таком мире не будет иметь смысла. Но после того, как Кристиан заступился за Элиаса, и обидчики отстали от них, он начинает сомневаться в словах отца.

   И наконец, третья линия – это история Кристиана. У Кристиана недавно умерла от рака мама и он никак не может наладить контакт с отцом, которого винит в ее смерти. У двенадцатилетнего Кристиана обостренное чувство справедливости и весьма своеобразный кодекс чести. И в силу отсутствия жизненного опыта он пока не понимает, что проблемы можно решить словами. Кристиан спокойно объясняет папе, что всегда дает сдачи, ибо только это может гарантировать, что в следующий раз к тебе не пристанут. Мальчик всецело уверен: зло должно быть наказано.

   Грань между добром и злом очень тонкая. Насколько по-разному взрослые и дети понимают зло. Ребенок может не понимать, что он делает больно, и какие могут быть последствия. Но заметьте, радикальный подход Кристиана работает в жизни гораздо лучше, чем гуманистический, который использует Антон.

   Месть — это особая форма ненависти, для которой характерна задержка в проявлении непосредственной агрессии. Цель мести — отплатить за причиненные страдания. Вместе с тем месть может оказаться защитой от чувств, которые вызывают тревогу и приносят столько страданий, что человек «предпочитает» их вытеснять. Травматические аффекты такой силы возникают, как правило, в связи с потерей близкого человека. К ним относятся боль разлуки, тревога, сопровождающая расставание, и глубокая скорбь. Уповая на месть, человек избегает необходимости обращать внимание на ранящие его чувства.

            Ненависть не всегда является патологической: в качестве ответа на объективную, реальную опасность физического или психологического разрушения, угрозу выживания себя или тех, кого человек любит, она может быть нормальной производной ярости, направленной на устранение этой опасности. Так Кристиан бьет насосом подростка, который представляет для него опасность.

            Крайняя форма ненависти требует физического устранения объекта и может выражаться в убийстве или радикальном обесценивании объекта, желании доминировать над объектом, обладать властью над ним. Только так автомеханик, нанося физический вред другому, мог почувствовать власть над ним.

   И наконец, у людей с относительно нормально интегрированным Супер-Эго и невротической организацией личности ненависть может принимать форму рационализированной идентификации со строгим, наказывающим Супер-Эго. Ненависть на этом уровне приближается к сублимирующей функции. Антон врач в Африке…

   Но по сути, важен не факт наличия ненависти, все мы ненавидим независимо от пола и возраста, а характер переживания ее человеком. И тем, в какой форме она достигает ребенка или взрослого. Станет ли благодаря этой ненависти ребёнок способен справляться со своими собственными сильными чувствами, когда это потребуется? Если мать будет хорошим «контейнером» для чувств ребенка - это научит его выдерживать напор этих чувств и справляться с ними.

   Героям предстоит ответить на многие вопросы о морали, ответственности и доверии. Смысл в том, что ни та, ни другая философия добра и зла не может быть правильной на сто процентов. Нет правильного ответа. Каждый выбирает сам свой лучший мир.

  Как мы меняемся, когда встречаемся с насилием? Стоит ли отвечать насилием на насилие? Как вы думаете?


Науменко Т.