Харьковское общество психоанализа и психотерапии
Харьковское общество психоанализа и психотерапии
Харьковское общество психоанализа и психотерапии
Харьковское общество психоанализа и психотерапии

Образовательные программы Харьковского общества психоанализа и психотерапии

                           ЗАМЕТКИ ОБ АНАЛИТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Со времени открытий Фрейда, т.е. в течении последующих более чем 100 лет, была разработана и построена стройная система психоаналитического образования, без обретения которого само собой человек не может быть ответственным психоаналитиком, сколько бы чудесных книг он не прочел, сколь бы не был бы он умен и даже талантлив.

 Психоаналитическое обучение включает три необходимые составляющие, без каждой из которых оно не может считаться полноценным.

Первое: личный психоанализ. Становясь пациентом у опытного аналитика (т.н. тренинг-аналитика), кандидат в психоаналитики на собственном опыте знакомится с психодинамическими  процессами, учится понимать свое бессознательное и психические механизмы, которые в дальнейшем будут  участвовать в лечебном процессе и служить инструментом и основой его собственной работы.

Второе: теоретическая подготовка. Многообразие психоаналитических понятий и теорий должно быть усвоено и изучено так, чтобы будущий аналитик мог использовать теоретические конструкты в понимании пациента, а так же усвоил психоаналитический язык для общения с коллегами и возможности своего дальнейшего профессионального развития. Теоретическая подготовка проходит в виде лекций, семинаров и т.п. как и в любом другом обучении.

Третье: ведение случаев под супервизией. Кандидат в психоаналитики ведет клинически пациента, докладывая регулярно о нем супервизору (опытному психоаналитику, имеющему право такого наставничества). Супервизор отмечает особенности психодинамического процесса и контролирует его, подобно тому, как преподаватель пианиста «ставит руку».

Так как психоанализ очень ответственный и непростой способ лечения, тщательность такой подготовки является оправданной. В рамках Международной психоаналитической ассоциации       ( International Psychoanalytic  Association)  существуют национальные психоаналитические организации в различных странах, а так же Европейская федерация психоанализа (European Psychoanalytic Federation), которые имеют собственные психоаналитические институты для такой подготовки. Высокие стандарты такого обучения, занимающего обычно 6-8 лет, позволяют не только минимизировать риски непрофессионального вмешательства в психические процессы пациентов, но и обеспечить кроме самого высокого уровня «настоящего анализа» дальнейшее развитие психоаналитической мысли.

МПА был создан Психоаналитический Институт для стран Восточной Европы имени Хан Гроен Праккен  (Psychoanalytic institute for Eastern Europe) для образования аналитиков в восточно-европейских странах, не имеющих пока своих национальных обществ. Этот институт не базируется в каком то определенном месте, но использует как базу институты европейских и американских стран и приглашает психоаналитиков мирового уровня для преподавания, супервизирования, тренинг-анализа и менторства.

В Украине пока нет своего национального психоаналитического общества и, соответственно, легитимных для мирового аналитического сообщества институций, процесс создания которых является длительным и стадийным, а так же курируемым и проверяемым МПА.

В настоящий момент в Украине есть 5 действительных членов МПА, закончивших свое обучение по стандартам PIEE, а так же кандидаты, находящиеся на различных этапах своего аналитического образования в PIEE. Организуется Украинское психоаналитическое общество членов и кандидатов МПА, являющееся прообразом дальнейшего становления национального психоаналитического сообщества в Украине.

Таким образом получение полного аналитического образования в настоящий момент в Украине невозможно, потребуется по-видимому 5-7 лет для создания консолидированной организации, валидизации тренинг-аналитиков по стандартам МПА и создания своего института.  Институт Хан Гроен-Праккен в настоящий момент закончил прием для обучения  аппликантов из Украины.

Обучение в других странах остается возможным при условии стационарного обучения в психоаналитических институтах существующих в рамках МПА.  Различные т.н. «психоаналитические институты», не входящие в национальные организации, составляющие МПА, не являются валидными и не обеспечивают надежную подготовку. Кроме того они нарушают правовое использование самих названий «Психоанализ» и «Психоаналитик», профанируя и незаконно выдавая себя за компетентных, не являясь ими фактически.

Однако существует возможность психоаналитического образования в области психоаналитической психотерапии, которое требует несколько меньших затрат и имеет иные стандарты при сохранении общей структуры психоаналитического обучения.

В 2010г. создана Украинская организация – полноценный коллективный член Европейской Федерации Психоаналитической Психотерапии( European Federation for Psychoanalityc Psychotherapy), которая основана членами МПА в Украине и  которая имеет право обучения психоаналитической терапии по стандартам ЕФПП.  Разработана процедура приема на обучение и соответствующие правила и программа образования. Стандарты образования в ЕФПП довольно высокие (например, тренинг-терапия 3 раза в неделю как минимум 4 года и т.д), однако прохождение всех процедур возможно в самой Украине, а так же посещение супервизий и семинаров в различных городах Украины, имеющих свои сообщества и тренинг-терапевтов, одобренных тренинговым комитетом(  Харьков, Одесса, Днепропетровск, Киев). Часть образования в таком случае проходит в т.н. шаттл-режиме, т.е. поездке в другой город для семинара, анализа или супервизии. Обучение в рамках ЕФПП позволит стать полноценным участником этой  организации и принадлежать к международному сообществу психоаналитических психотерапевтов. Такое образование предполагает 5-6 лет обучения.

Кроме того в вышеприведенных городах Украины имеются собственные сообщества, способствующие  развитию психоанализа и объединяющие профессионалов, практикующих психоаналитическую психотерапию, получивших уже подготовку в различных образовательных программах, имеющих опыт и признание со стороны коллег  по сообществу.

Если такое сообщество является ориентированным на МПА и психоанализ в его достоверном понимании, если  члены такого общества организованы, коллегиально поддерживают и контролируют друг друга, если такое сообщество может обеспечить благодаря уже прошедшим подготовку членам обучение психоаналитической психотерапии, то возможно проведение собственных обучающих программ. Прохождение обучения и последующая  валидизация профессиональной компетенции осуществляется по стандартам самого общества, а обучившиеся становятся затем его членами.

В Харькове существует два таких сообщества: Харьковское общество психоанализа и психотерапии и Харьковское психоаналитическое общество, одинаково компетентных и являющихся правоприемниками Харьковского областного психоаналитического общества, зарегистрированного и  работавшего с 1996года. Членами этих обществ состоят  действительные члены и кандидаты МПА, что обеспечивает необходимый уровень преподавания и коллегиальность.

Таким образом, возможно начальное образование по психоаналитической психотерапии, вводящее начинающего психотерапевта в теорию и практику психоанализа (т.н. пропедевтика) и позволяющее затем работать самому как психоаналитически-ориентированный психотерапевт, вступить в профессиональное сообщество, а затем продолжить при желании свое психоаналитическое образование в ЕФПП или  МПА.

ХОПП провел 3-х летнюю программу такой подготовки, показавшей, что прошедшие его начинающие психологи приобрели соответствующие практические навыки и могут успешно работать с различными пациентами.  Программа  обучения  начиная с  2011 года будет так же переработана и дополнена. Ее стандарты, учитывая пропедевтический характер, не являются такими высокими как в ЕФПП, но позволяют значительно продвинуться в обучении и понять, является ли психоанализ адекватным выбором профессиональной идентичности.

Таким образом для психологов и врачей (базовое психологическое или медицинское образование является само собой разумеющимся) в настоящий момент имеются следующие возможности:

- стационарное образование в других странах в институтах МПА;

- образование по психоаналитической психотерапии в рамках ЕФПП в Украине с включением  шаттл-режима;

- образование по психоаналитической психотерапии пропедевтическое в рамках городских обществ с последующей интеграцией в профессиональное сообщество и возможностью дальнейшего развития.

Настоящее психоаналитическое образование является довольно длительным, сложным и даже перманентным процессом. В то же время кандидат, находящийся в процессе образования, уже ведет свою деятельность, что делает период жизни, посвященный обучению, особо значимым и профессионально полноценным.

 

10.03.2011.                                                                                                            Михаил Суслов