Харьковское общество психоанализа и психотерапии
Харьковское общество психоанализа и психотерапии
Харьковское общество психоанализа и психотерапии
Харьковское общество психоанализа и психотерапии

Бариновская Галина Викторовна



Председатель Харьковского общества психоанализа и психотерапии, соучредитель общества, действительный член общества, психолог, аналитический групповой психотерапевт, спортивный психолог Областного врачебно-физкультурного диспансера, консультант медицинского центра "Союз".

         Профессиональная подготовка:

- Межрегиональная академия управления персоналом;
- Немецкая ассоциация группового психоанализа  и групповой психотерапии ( руководитель Dr.  H. – G. Poppe, Kassel );
- Теоретико-супервизионные обучающие семинары;
- Курсы усовершенствования Харьковской медицинской академии последипломного образования.

         Профессиональная деятельность:

- психоаналитическое консультирование;
- психоаналитическая психотерапия;
- групповой психоанализ;
- консультирование подростков и родителей подростков;
- семейное супервизирование («суперняня»);
- психодиагностика и психокоррекция спортсменов.

 Контактный телефон 067 990 89 55
                                           barynovskaya@mail.ru

 

  Если верить киноэпопеи о мифическом Геракле, то именно он предложил людям мериться силами не в драках и войнах, а в спортивных состязаниях. Так возникли олимпийские игры. Спорт – это социально - приемлемая форма демонстрации человеческой силы, сублимация агрессии. В спортивных состязаниях соревнуются всегда люди равные по силе и технической подготовке, но побеждает  только один. Тот, кто сильнее не только физически, но и более устойчив психологически, менее тревожен, более мотивирован на успех и внутренне дает себе право быть победителем.

            10 лет работая со спортсменами, я убедилась, что в основе их проигрышей лежат детские психические травмы, то есть специфика неуспехов такая же как и у всех людей, занимающихся и другими видами деятельности.

            Несколько слов о психической детской травме:

            Ребенок, благодаря взаимодействию с родителями, учится объединять все возможности воспринимать свое Я. Благодаря тому, что ребенок понимает свой разум, он учится понимать других; но когда разум ребенка сталкивается с разумом взрослого, неспособного понимать ребенка, ребенок не может воспринимать среду как катализатор понимания себя и мира.

            Травма – есть неполучение ответа со стороны первичных объектов, которые вмешиваются в развитие ребенка и преграждают развитие или способствуют образованию патологических структур. Процесс развития личности зарождается со способности быть понятым окружающими. Так развиваются способности правильно коммуницировать с другими, понимать что происходит. Ребенок, которого не понимают, несознательно не может понимать другого. Иногда взрослые выбирают определенные качества ребенка, укрепляют это в ребенке, показывая кем он является, забывая о других качествах, вычеркивая другие характеристики. Отторжение со стороны родителей является травматическим и ребенок начинает относиться к некоторым своим качествам как не к своим, чтобы сохранить отношения с родителями и,  например, такое качество как желание соперничать и побеждать может быть утеряно. Когда ребенка не ценит родитель – в зрелом возрасте не может, сформироваться уверенность в себе. Если нет чувства защищенности в детстве – человек с этим чувством беззащитности проживает всю жизнь, так как он живет чувствами, спровоцированными травмами в детстве. Структуры, которые создались под воздействием травмы, существуют, даже если кажется, что внешне ребенок адаптирован. Именно в ситуациях, когда нужно быть активным и решительным, например в спортивных состязаниях, у ребенка , а затем и у зрелого человека проявляется недоверие к собственным ощущениям, неумение моделировать свое состояние, возникают атаки паники, эмоции берут контроль над личностью человека.

            Несколько примеров того,  каким образом, детские травмы отражаются в зрелом возрасте:

  1. Девочка-подросток, перспективная фигуристка. Великолепно откатывает программу на тренировках - ни одного падения, движения органичны. На соревнованиях же появляется скованность в движениях, хаос в мыслях, страх падения, приводящий к падениям, на лице каменная маска, улыбка затруднительна. Как следствие – и за артистизм и за технику баллы существенно снижают. В процессе психоаналитического консультирования выяснилось, что для спортсменки невыносимым фактором являлись зрители. Благодаря свободным ассоциациям, спортсменка смогла идентифицировать возникающие на соревнованиях чувства с ситуациями из раннего детства, когда родители ей запрещали любые проявления сильных чувств в присутствии посторонних людей.
  2. Девушка, занимающаяся боевым видом искусств, показывала превосходные результаты, если противником был мужчина и имела досадные, регулярные проигрыши на соревнованиях, несмотря на свое явное физическое и техническое превосходство, когда противники были женского пола. В процессе работы со спортсменкой выяснилось, что ребенок формировался в семье с очень агрессивным отцом. И единственный путь приспособиться к миру у девочки оказалась идентификация с агрессором – родителем не своего пола. Таким образом, бессознательно, не воспринимая свою половую принадлежность, спортсменка не могла проявить свою агрессию   к сопернице-женщине.
  3. Юноша, фехтовальщик высокого уровня, не поднимался выше второго места.

Из истории жизни:  воспитывался одной матерью, которая запрещала любые проявления агрессии. Запрет в ментальности закрепился, и даже в спортивных турнирах юноше удавалось достичь результатов, исключительно благодаря виртуозной защите, но не умению атаковать, ибо атакующие порывы блокировались бессознательным детским страхом наказания.

            Также очень важны взаимоотношения спортсменов с тренерами. Для  спортсмена тренер – очень важный и любимый объект, не менее важный, чем родитель. Если отношения с тренером складываются гармонично – это залог успеха, если они повторяют травматическую ситуацию детско-родительских взаимоотношений, проблем и спортивных фиаско не избежать.

            Надо сказать, что осознав и проработав травмы в процессе работы с психологом, спортсмены учатся овладевать собой гораздо лучше; результаты и титулы не заставляют себя ждать.

            Хотелось бы пожелать всем сил и стремления максимально понимать своих детей и воспитанников и тем самым способствовать их карьерным достижениям, как в спорте так и во всех жизненных начинаниях. Ведь так точно сказано в гениальном фильме «Доживем до понедельника» : « Счастье – это когда тебя понимают». Можно сказать еще точнее: счастье – умение себя понимать. Простая истина. Сложная задача.

                                                                                                                      Г. Бариновская

 

Как вырастить гения?

«Как вырастить гения?» — вопрос, с которым родители часто обращаются к психологам, полагая, что для этого существует магическая формула. Предлагаю задать вопрос по-другому: «Зачем растить гения?» И тогда многие родители обескураженно разводят руками или начинают осознавать, что нужно им это для собственной гордыни, амбиций, выраженных в хвастливой форме. Мол, глядите — а наш ребенок — гений! Тут же на ум приходят строки из детского стихотворения: «… а у нас в квартире газ…».

В действительности, у желания иметь выдающегося ребенка те же корни, что и у детских стремлений иметь самую красивую куклу, самую большую машинку. Итак, можно отметить инфантильность родительских желаний, неудовлетворенных в детстве. Таким образом, родители стремятся реализоваться через своих детей.

С другой стороны, стремление быть лучшим оправдано устройством мира, где все живое конкурирует друг с другом, обеспечивая естественный отбор, а значит и непрерывность жизни. И все же, люди – существа разумные. И коль Всевышний дал нам разум – надо его использовать. Мы должны прежде всего задумываться о последствиях своих поступков и реализаций желаний, задаваясь вопросами: «Какой ценой?», «Чем заплатить готовы?», «А что чувствует мой ребенок?» Чувства – это непосредственные участники в развитии или блокировании каких-либо способностей. Иногда высокий интеллект развивается именно как защитный механизм от невыносимых чувств. Поэтому стоит критично относится к «вундеркиндству», в первую очередь обратив внимание на другие аспекты развития ребенка, ибо гений – это не норма!

Обращаясь к истории, мы видим, что гении при жизни редко признавались, к тому же акцентуация на одной из способностей приводит к дисгармоничному развитию и плохой социальной адаптации. А что делать гению без способности продать себя, то есть без правильной маркетинговой подачи? Испытывать муки непонимания со стороны окружающих? Кроме того, нужно помнить, что выдающиеся люди всегда вызывают зависть окружающих, со всеми вытекающими последствиями, и с этим нужно уметь жить и продолжать творить… А бывает и так: в детстве ребенок действительно проявляет себя как незаурядная личность. Но в подростковом и юношеском возрасте способности детей часто уравниваются, и ребенок, чей талант перестал быть выпуклым, может не справиться с таким разочарованием, что иногда чревато даже суицидными действиями. Поэтому помощь и поддержка родителей, понимание происходящего необходимы при любых обстоятельствах и независимо от возраста ребенка.

Но как быть, если наше общество неустанно требует быть конкурентным, лучшим – любой ценой! И родители, сами подверженные страхам остаться за бортом жизни, населяют этими страхами своих детей, буквально насилуя детскую душу: «Ты должен быть первым!» При таком непрерывном напряжении формируется, установка: «Быть первым или не быть вовсе…» А это является благоприятной почвой для дебюта психических расстройств и социально неприемлемого поведения. Очень важно дать понять детям, что не страшно быть вторым, третьим, другим, не таким. Ведь если оркестр будет состоять только из первых скрипок, мы услышим бедное, «невкусное» звучание, не способное донести все богатство музыки!

Все вышесказанное отнюдь не означает, что детьми не нужно заниматься, и можно относиться к ним, как к растениям – мол, кому дано – тому дано. Таланты можно и нужно развивать! Вернее помогать развиваться тем талантам и способностям, к которым у ребенка есть предрасположенность. Сегодня есть основания считать, что у талантливого музыканта – особое строение уха, у выдающегося певца – особые голосовые связки, у художника — глаза и так далее… Также важно наличие среды, способствующей развитию генетически обусловленных способностей. Маловероятно, что Моцарт и Бах смогли бы достичь своего уровня, если бы не росли в семьях музыкантов. Даже человеком стать невозможно, если не пребываешь в человеческом окружении. И дети-маугли тому прямое доказательство. Взрослым необходимо присматриваться к прирожденным особенностям и желаниям детей. Зачастую ребенку нравится заниматься именно тем, к чему у него есть предрасположенность. Невозможно воспитать музыканта из живописца, гимнаста из писателя, хотя бывает и несколько талантов. Подход должен быть сугубо индивидуальным, как и нагрузки. Известно, что на 1% таланта прилагается 99% труда, но перегрузки как физические, так и психологические всегда приводят к плачевным результатам.

Многие родители нацеливают ребенка на деятельность, затребованную на сегодняшнем рынке труда. Они вкладывают значительные суммы, надеясь, что это выгодные инвестиции, часто разрушая ребенка реакциями разочарования в ожиданиях. Но важно помнить: никогда человек не заработает хороших денег ремеслом, которое ему не приносит удовольствия, и всегда он будет лучшим из лучших в деле, которое по душе, будь то искусство клоуна или повара, врача или сантехника. Итак, мы подошли к теме материального благополучия, которое может обеспечить талант.

В связи с этим напрашивается пример из жизни одного ныне преуспевающего олигарха. На заре перестройки, в период своего становления он стал объектом интересов первых лиц страны. А представили его, как человека, УМЕЮЩЕГО ДРУЖИТЬ!. Уметь дружить – талант строить связи в прямом и переносном смысле этого слова. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» – пословица, прошедшая проверку временами и обстоятельствами. Кто умеет строить отношения, тот умеет принимать правильные решения, находить всё новые способы творить в любом деле, общаться без страха критики. Все это лежит в основе характера, который обеспечит развитие личности. И этому должно уделять внимание. Сегодня в интернет-пространстве предлагается немалое количество методик, развивающих гениальные способности. Родители зачастую теряются – что выбрать. Но, какую из них ни взять за основу, все они хороши тем, что благодаря им родители занимаются с ребенком, проводят с ним время, уделяют внимание. Сами по себе методики не имеют смысла без поддержки и любви родителей. Любая история жизни выдающейся личности служит тому примером. Важным фактором является присутствие человека, который верит в ребенка и поддерживает его, относится к нему как к высшей ценности. Поэтому главная задача родителей – не ставить перед собой цели вырастить гения, а любить своего ребенка вовсе не за его гениальность, а именно таким, какой он есть. Тогда вам воздастся сторицей, а ваш ребенок вырастет счастливым человеком, осознавая ценность и свою, и других людей.

Галина Бариновская